1. Термин 'диалектическая логика' - это замена гегелевскому термину 'спекулятивная логика'
(из-за неприятных ассоциаций, связанных со словом 'спекуляция'). Гегель
определял 'спекулятивную логику' в значении близком диалектической
логике (логики, в широком смысле): "Спекулятивная логика содержит в себе предшествующую логику и
метафизику, сохраняет те же самые формы мысли, законы и предметы, но
вместе с тем, развивает их дальше и преобразовывает их с помощью новых
категорий (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1: Наука
логики. - М., "Мысль", 1974 - С. 94).
То есть источником спекулятивной
логики является вся предшествующая философия и логика, в узком смысле этого слова (скорее всего
традиционная логика, поскольку математической логики ко времени Канта и
Гегеля ещё не существовало).
2. Термин 'диалектическая логика' - это философская метафора.
На такой позиции стоят гносеологи, считающие, что всякий термин должен
отвечать своему названию. Так, Леонид Джахая в журнале "Философские
науки" предпринимает достаточно обоснованную (в отношении диамата)
попытку показать, что словосочетание 'диалектическая логика' с
собственно логикой никак не связано:
"В дальнейшем изложении я (Леонид
Джахая - M.G.), постараюсь, «следуя бакрадзевской линии, доказать, что
под названием «диалектическая логика» никакая научная дисциплина, тем
более логика, не кроется". http://community.livejournal.com/dia_logic/8107.html
Джахая формулирует пять смыслов, в которых употребляется термин диалектическая логика в диамате:
«1) диалектическая логика
отождествляется с диалектико-материалистической философией или с ее
логическим аспектом (теорией развития категориальных, логических форм
знания);
2) диалектическая логика отождествляется с гносеологией
диалектического материализма на основании единства логики, диалектики и
теории познания, при котором (единстве) диалектическая логика как
субъективная диалектика человеческого знания становится тем самым
гносеологией;
3) диалектическая логика представляется как содержательная
«логика разума» — в отличие от шаблонной, алгоритмизированной «логики
рассудка», каковой во все времена была обычная, стандартная формальная
логика;
4) диалектическая логика сводится к «диалектизированной»
формальной логике, которая при этом рассматривается как более общая
наука о диалектико-логическом мышлении человека с особыми
диалектическими понятиями, суждениями, умозаключениями и доказательством
плюс логические парадоксы, не разрешимые обычным формальнологическим
способом;
5) диалектическая логика отождествляется с методологией
диалектического материализма как особое учение о
диалектико-материалистическом методе мышления, о принципах, приемах и
правилах такого мышления»
Тогда как, если говорить о собственно логике,
нужно хотя бы провести последовательное сопоставление с формальной
логикой, а это уже хлеб исследователя-логика.
3. Термин 'диалектическая логика' - он действительно относится к настоящей логике.
Хотя бы гипотетично, можно было бы проиграть сценарий такой логики. Это
вполне продуктивный подход, создающий перспективу движения вперед
(помня оговорку В.С. Швырева насчет запрета на конкуренцию формальной
логики).
4. Термин 'диалектическая логика' - это установившаяся традиция
и допустимо только толковать этот термин. Например, Владимир Васильевич
Семенов толкует диалектическую логику в смысле логики диалектического
субстанциализма Платона-Гегеля:
"Одной из главных особенностей диалектической логики, то есть логики диалектического субстанциализма, является то, что она не имеет дела с вещественно-телесными образованиями" http://eidos-plato.narod.ru/ .
Что же касается элементарной диалектической логики, то она не является развитием формальной логики, а представляет собой самостоятельное направление в неформальной логике.