Воскресенье, 19.05.2024, 05:57
Элементарная диалектическая логика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Блог
    Главная » 2013 » Декабрь » 4 » Введение в Элементарную Диалектическую логику
    04:14
    Введение в Элементарную Диалектическую логику
    Грачёв М.П. Диалектическая логика[Часть1] [Часть2 + Примечания]

    Введение в элементарную диалектическую логику

    автор 
    Михаил Грачёв

    В одну телегу впрячь неможно
    Коня и трепетную лань.
    Забылся я неосторожно:
    Теперь плачу безумства дань...

    А. С. Пушкин (1799—1837)
    Из поэмы «Полтава» (1829)


    1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ

     Внешне так оно и выглядит: попытка впрячь в рассуждение трепетную диалектику (срывающуюся в софистику) и жесткую формальную логику с твёрдой принудительной поступью силлогизмов. Тем не менее глубокий внутренний синтез формальной и диалектической логики назрел, востребован и вполне возможен. Мне остается, обобщая текущие интернет-дискуссии о диалектической логике в Философском Штурме и Живом Журнале, показать как и из чего складывается и происходит синтез формальной и диалектической логики.

    Но сначала общий взгляд на проблему. Как бы, с птичьего полета. В концепции элементарной диалектической логики исхожу из диалектического принципа развития мысли как взаимодействия противоположных сторон, нацеленных на разрешение конкретной проблемы.
     Кратко: 'Диалектическая логика' наука о рассуждениях относительно какой-либо актуальной проблемы. Она исследует связь мыслей в рассуждении с включенным в его структуру противоречием.

    Диалектическая логика логика субъектная (но не "субъективная"), то есть ориентирована на совместное рассуждение собеседников, заинтересованных в разрешении проблемы. Используются четыре основные формы, к которым практически сводятся любые виды осмысленных высказываний (междометия сюда не входят): суждения, вопросы, оценки, императивы. Диалог - логическая форма связи высказываний в дополнение к умозаключениям. Противоречить разрешено. Но только собеседнику, а не самому себе. Это в случае межличностной коммуникации. Размышление наедине с самим собой, разумеется, допускает возражения и проблемные противоречия, подлежащие разрешению как и во внешнем диалоге.

     Всё это, в совокупности, нацелено на общую задачу на современном этапе развития диалектической логики - задачу утвердить статус диалектической логики как логической дисциплины.


    2. ПРОБЛЕМА СТАТУСА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

    Вопрос о логическом содержании понятия "диалектическая логика" в том или ином виде поднимался уже во второй половине прошлого столетия. К. Бакрадзе писал, что нет двух логик. Логика одна и эта логика формальная:
    «Не существует двух наук о формах и законах правильного мышления; существует одна наука — и эта наука логика или формальная логика… Диалектическая логика это не учение о формах и законах правильного последовательного мышления, а общая методология познания» [1].
    Противостояние логиков и диалектиков не выливалось в прямую конфронтацию. Действительно, открытых публичных столкновений формальных и диалектических логиков в теоретических журналах, конгрессах и симпозиумах не происходит, хотя отдельные голоса в поддержку единственности как той, так и другой логики раздавались, как в случае с К. Бакрадзе. Формальные логики в большинстве своем на словах лояльно относились к диалектике как официальной доктрине. Возможно в глубине души, в мыслях игнорировали её (doublethink), а на деле занимались собственным предметом, благо дел был непочатый край - расширяли и углубляли ФЛ (расширение классической логики в область символической и математической, разработка неклассических логик). Диалектики конструировали собственный предмет, не вступая в сколько-нибудь острую полемику с формальными логиками.

     Статус кво выглядел приблизительно так. Авторы сборника "Диалектика и логика. Законы мышления" пишут, что не предполагают вести дискуссию с теми логиками, которые так или иначе отстаивают до настоящего времени положение о том, что формальная логика является по сути дела единственной наукой логики и что все вопросы диалектики необходимо согласовывать с её принципами, дабы не впасть в противоречие с нею [2, C.5].

    Отдельные представители из числа формальных логиков пытались мимикрировать под диалектиков. О чём, отдавая долги совести, В.И. Свинцов вспоминал:
    "Возвращаясь мысленно в студенческие годы, я припоминаю, что мои отношения с диалектической логикой уже тогда были непростыми. Нет, это было не еретическое сомнение - скорее, наоборот, сознание собственной ущербности, неспособности понять то, о чем окружающие рассуждали так легко и свободно. Вынужденный обстоятельствами, я и сам стал - сначала в студенческих работах, а позднее иногда и в первых своих публикациях - делать вид, что вполне владею предметом" [3].
     Но были серьезные потери и на стороне диалектиков. Лидер диалектиков 50-х А.А. Зиновьев перешел в стан формальных логиков. В самом деле. Первая его диссертация относилась к диалектике - исследованию логического метода в "Капитале" К.Маркса. Вторая диссертация (докторская) была посвящена уже формальной логике [4].

    В полный голос о непричастности диалектической логики к логике, её противники заговорили к концу 20 - в начале 21 столетия. В статье "Тайна диалектической логики" А.И. Бродский (1999 г.) проводит мысль о якобы забытой диалектической логике в научном коммуникативном сообществе:
    "В наши дни о диалектической логике вспоминают редко. Старшее поколение философов обращается сейчас к диалектической логике только в целях критики марксизма, а младшее похоже и вовсе о ней ничего не слышало" [5].
     Казалось бы, отечественный логик В.А. Смирнов, исследователь неклассической "Воображаемой логики" Васильева, насквозь проникнутой идеями диалектики, должен был бы задаться вопросами подлинного согласования формальной и диалектической логики. Ан, нет. Уже в заголовок статьи, посвященной Карлу Попперу, он выносит положение "...диалектическая логика невозможна". Якобы в диалектической логике нарушается закон непротиворечия, прежде всего. Именно такой точки зрения придерживался зарубежный философ Карл Поппер [6].

     В.А. Смирнов приводит, также, следующий довод. Мол диалектическая логика исключает логику Аристотеля, "однако идеи аристотелевской логики как теории способов рассуждения, гарантирующих при истинности посылок истинность заключения, оказались устойчивыми и способными к непрерывному развитию" [7]. И если истинная логика одна, а аристотелевская логика никуда не делась, то места для диалектической логики не остается. Только обратите внимание, в доводе В.А. Смирнова содержится противоречие: идеи аристотелевской логики и устойчивы, и не устойчивы (непрерывно развиваются). То есть формальная логика описывается в терминах гегелевской диалектики. Разумеется, у В.А. Смирнова речь идет о её (диалектической логики) невозможности в статусе логики. А как философия (диалектическая гноселогия, онтология и методология) она вполне допустима и в этом плане не оспаривалась.

     Другой пример. Леонид Джахая в спокойной, вдумчивой статье в "Философских науках" (1990, N12) "К вопросу о диалектической логике" именно этот сущностный философский аспект уверенно отнес к предмету диалектической логики, отрицая за ней, всё же, какое-либо собственное логическое содержание:
     "...постараюсь, следуя бакрадзевской линии, доказать, что под названием «диалектическая логика» никакая научная дисциплина, тем более логика, не кроется. Поэтому ее и нет ни в одной как марксистской, так и немарксистской классификации наук" [8, C.87].
     Итоговое резюме, отрицающее логический статус диалектической логики, подводят М.Д. Ахундов и Л.Б. Баженов. Они пишут (1992 г.):
    «В советское время о соотношении формальной и диалектической логик были написаны тысячи страниц. То затихая, то возгораясь, дискуссия шла десятилетиями ...Как нам представляется, полувековые попытки построить в послевоенные годы систему диалектической логики не привели ни к каким серьезным результатам, за вычетом разве что налета скептицизма по отношению к рациональной мысли. На наш взгляд, никакой особой диалектической логики, противостоящей обычной, формальной логике, просто не существует ...Попытки же построить особую систему диалектической логики ни к чему, кроме заявлений об абсурдности рационализма, привести не могут» [9].
    Моя цель, переломить, скептическое, пораженческое настроение в отношении-де невозможности диалектической логики в качестве науки логики.

    И здесь, в начале статьи, в порядке исходного тезиса, я постулирую положение о принадлежности логического статуса рассматриваемой дисциплине. Уже хотя бы потому, что название "логика" в словосочетании "диалектическая логика" к этому обязывает. В дальнейшем буду последовательно разворачивать аргументацию того, что и на самом деле диалектическая логика - это логика. Она в этом качестве сопрягается по крайней мере с традиционной формальной логикой. А новейшие направления неклассических формальных логик (логика вопросов, логика оценок, логика императивов, dialogische Logik, informal logic) идут навстречу элементарной диалектической логике. Сейчас лишь намечу контуры: единое начало, схожесть и различие в структурах, решение ключевых проблем.


    3. К ИСТОРИИ ТЕРМИНА

     С происхождением термина "диалектическая логика" не всё обстоит гладко. В научной среде [10] чересполосица - приписывают термин 'диалектическая логика' и Канту, и Гегелю. Но в опубликованных текстах Канта и Гегеля термин диалектическая логика не встречается. Об упоминании термина до 1843 г. достоверно ничего сказать нельзя. 1843 год - это раннее, что удалось обнаружить на немецком языке лишь у Карла Розенкранца [11] и что подтверждается текстом публикации в печати.

    3.1. КАРЛ РОЗЕНКРАНЦ К первым публикациям термина 'dialektische Logik' в немецкой литературе. В книге "Hegel als deutscher Nationalphilosoph" (1870), Карл Розенкранц упоминает диалектическую логику, но приписывает её Канту. Точнее, кантовскую логику характеризует как "диалектическую логику":
    "Die Logik des Verstandes ist offenbar die analytische, die der Vernunft die dialektische Logik Kant's" [12, S.46].
     Ранее, в 1846 году, Карл Розенкранц учитывает диалектическую логику в группе аналитической и синтетической логики, входящей в методологическую логику. Из оглавления, S.vi:
     "Die methodologische Logik - S.169 1) Die analytische Logik - S.175 2) Die synthetische Logik - S.179 3) Die d i a l e k t i s c h e Logik - S.182 Anhang ;ber die Indische Logik - S.184" [13, S.vi]
    Термин 'dialektische logik' Карл Розенкранц упоминает также в своей лекции о Шеллинге: "Wie konnte unser Kritiker doch fragen (S. 26):
    in der dialektischen Logik soll sich das Denken zum Sein bestimmen, — aber was bestimmt denn das Denken? Doch offenbar das Denken sich selbst, denn das ist die Natur des Denkens ...", [14]
     В свете развития диалектической логики от Канта к Гегелю, "логика понимания определенно аналитична и является смыслом диалектической логики Канта". Если слово 'der Verstand' перевести как "рассудок", то у Розенкранца речь пойдет о диалектической логике Канта как логике рассудка, которая и в самом деле аналитична. В то время как, в противоположность Канту, у Гегеля спекулятивная логика (или диалектическая логика) - это логика разума ('die Vernunft') и она синтетична. Разумеется, при этом спекулятивная логика Гегеля удерживает аналитический аспект, снимает его. Вместе с тем, "логика понимания" определенно и аналитична, и синтетична. У англичан отмечают наличие "старой британской ·аллергии· на диалектическую проблематику, на саму её терминологию", (с) Абрамов М.А.[15, С.95].

    3.2. ХАИМ ЖИТЛОВСКИЙ На русском языке (по данным на сегодняшний день) первая публикация термина 'диалектическая логика' относится к 1898 году в статье Х.И. Житловского[16]. Тут надо иметь ввиду, что у Гегеля нет термина 'dialektische logik'. Гегель создал первую в истории мысли развернутую систему спекулятивной логики, но Гегель ни о какой диалектической логике не помышлял и этот термин не использовал в своих трудах. Тем не менее, существует традиция называть философию Гегеля диалектической логикой, от которой мол нет необходимости спешить отказываться. Кто ввел эту традицию? Даже Карл Розенкранц - ученик и биограф Гегеля, у которого встречается термин 'диалектическая логика' никак не приписывает диалектическую логику Гегелю. Маркс же, вполне определенно говорит о диалектическом методе. Так откуда берется твёрдая уверенность, что термин "dialektische Logik" ввел Гегель?

     Скажем, Х.И. Житловский, у которого 'диалектическая логика' в русской периодике впервые и достаточно полно очерчивается круг последующей проблематики, твёрдо приписывает диалектическую логику Марксу и Энгельсу:
     "Теперь нам важнее всего исследовать, как Маркс и Энгельс обосновывают свою диалектическую логику и удалось ли им вообще её спасти" [16, N6, С.73].
    И он действительно этот термин сопоставляет с творчеством Гегеля (как, впрочем, и с творчеством Фихте), но в отличие, скажем, от Ф.Х. Кессиди [17], он не связывает это изобретение с Гегелем. Житловский пишет:
     "Заметим только, что отрицание закона противоречий - этот центральный пункт диалектической логики - по необходимости должно вытекать уже из самого значения, которое Гегель придает слову "понятие"" [16, С.70].
    То есть имеет место рассуждение долженствования, не более.


    3.3. ЯКОВ БЕРМАН Термин "диалектическая логика" упоминает Я. Берман (1908). Он пишет:
     "Из предисловия Гегеля к его "Логике" видно, что логика для Гегеля есть нечто большее, чем специальная наука о приемах научного мышления; она есть квинтэссенция науки, она тождественна с метафизикой; да и самое представление о строгом разграничении области науки и философии было совершенно чуждо мировоззрению Гегеля. Поэтому для него вопрос был поставлен таким образом: " или формальная или диалектическая логика" ... "Итак, диалектическая логика должна быть поставлена на м е с т о формальной" [18].
    О диалектической логике, в отличие от Х.И. Житловского, Я.Берман рассуждает именно как о логике, противостоящей логике формальной. Единственная натяжка состоит в том, что в действительности Гегель не употреблял термин 'диалектическая логика'. У Маркса этот термин тоже не встречается. Есть термин "диалектическая логика" у Ф. Энгельса, но встречается единожды, и то лишь в черновых записях, а именно, в неопубликованном при его жизни конспекте 171-го параграфа «Энциклопедии философских наук» Гегеля: "Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления, т.е. различные формы суждений и умозаключений. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих" [19].

     Данных о том, что Я. Берман был знаком с черновой записью Ф. Энгельса, нет. Тогда как Маркс и Энгельс всегда указывали лишь на вклад Гегеля в создание диалектического метода (а вслед за ними и А.М. Деборин, автор первого "Введения в философию Диалектического материализма"). Хотя вот так прямо, мол Гегель автор термина 'диалектическая логика', Я. Берман нигде не утверждает, как это делают в последствие А.И. Бродский и Н.И. Кондаков. Есть ранняя встреча с рассматриваемым термином в личной переписке Владимира Ульянова по поводу публикации Житловского в том же 1898 году [20]. У Плеханова Г.В. термин "диалектическая логика" фиксируется в личных черновых заметках [21].

    Но зрелое отношение к диалектической логике появляется в марксистской литературе только лишь после публикации лидером большевиков брошюры о Профсоюзах


    4. ОБРАЗ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ДИАМАТЕ

    4.1. Главная версия диалектической логики. В целом, отечественные и зарубежные исследователи диалектической логики ориентированы на её образ, который по сути является синонимом спекулятивной логики Гегеля и диалектико-материалистического метода Маркса:

     "Концепция существования особой логики, основанной на идеях диалектики и превышающей возможности формальной логики, как и сам термин «Диалектическая логика», получила распространение уже в традиции диалектического материализма" [22] (Швырев В.С.. Диалектическая логика // Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова — 7-е издание, переработанное и дополненное — М.: Республика. 2001, С. 157-158).

     В фундаментальном 13-томном историческом словаре философских понятий на немецком языке авторы статьи, посвященной диалектической логике, Jaeschke Walter и Goerdt Wilhelm так прямо и указывают "Logik, (spekulativ-) dialektische", т.е "диалектическая логика", а в скобках синоним (спекулятивная). Отдельно словосочетание 'dialektische Logik' употребляется в связи с "d.L. im System des dialektischen Materialismus" [23] (Historisches W;rterbuch der Philosophie, Bd.5, 398).

     Западные аналитики-советологи как-то легко cогласились с принадлежностью этого термина марксистскому учению, не видя в понятии "диалектическая логика" общенаучного содержания, хотя если не отдавать предпочтение гегелевско-марксистскому смыслу "spekulativ-dialektische Logik", можно было бы, по мнению российского ученого Мигунова использовать этот термин в другом значении (раздел логики, в котором исследуется диалектический силлогизм) [24] (Мигунов А.И. Аналитика и диалектика: два аспекта логики /"Я. (А.Слинин) и МЫ": к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. (Серия «Мыслители». Выпуск X). - С.326-340). И как быть с тем обстоятельством, что в классификации наук ни на Западе, ни в отечественной классификации нет такой научной дисциплины "диалектическая логика".

     На что вполне справедливо обратил внимание Л. Джахая [8] . Первое серьезное предметное рассмотрение диалектической логики было осуществлено в коллективном сборнике "Диалектика и логика" (Законы мышления) в 1962 году. Авторский коллектив: Б.Кедров, П.Копнин, П.Таванец, Н.Карабанов, В.Лекторский, Й.Элез. В предисловии говорится, что "сборник в его окончательном виде отредактировали Э.В. Ильенков и Н.К. Одуева" [2, C.6].

    Обобщенно этапы становления диалектической логики, как следует из книги, можно представить в следующем виде:
     • Предыстория диалектической логики начинается в античности. Если формальная логика в основном сложилась уже в древности, то ДЛ представлена у античных авторов в виде отдельных отрывочных идей ("В логике Аристотеля имеется постановка вопроса о диалектическом отношении единичного и общего в формах мышления" [2, C.33]).

     • Возникновение диалектической логики связывают с разделением Кантом логики на общую (формальную) и трансцендентальную. Формальная логика подробно и глубоко изучает одну сторону в формах мышления: законы и формы следования одного суждения из других, уже образовавшихся [2, C.48]. Тогда как, "Иммануил Кант правильно поставил задачу - освободить общую или формальную логику от того, что не составляет её предмета" [2, C.39].

    • Трансцендентальная логика Канта - это первое приближение диалектической логики (предмет - генезис человеческих знаний, процесс образования понятий, функции категорий в суждении, связи различных форм суждения). Б.Кедров ссылается на В.Ф. Асмуса, который пишет: "Трансцендентальная логика Канта была первым - далеко ещё неясным и недостаточным, но тем не менее положительным очерком или абрисом логики диалектической" [2, C.42].

     • Спекулятивная логика Гегеля - это второе приближение диалектической логики (ДЛ на идеалистической основе). Б.Кедров пишет: "Гегель вполне ясно и определенно изложил идеи диалектической логики на идеалистической основе" [2, C.43] ... Диалектическая или как её называет Гегель, спекулятивная логика, в отличие от .формальной или рассудочной изучает формы мышления как формы истинного знания", [2, C.45]).

    • Логика диалектического материализма - это третье приближение (ДЛ на материалистической основе - "как отражение действительности в сознании человека ... как процесс отражения диалектики объективного мира" ([2, C.55]). Ибо диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот. Разумеется, в силу активности человеческого сознания, идеи человека претворяются в жизнь. Однако эта диалектика идей носит уже вторичный характер.

     4.2. В.С. ШВЫРЁВ И П.В. ТАВАНЕЦ О ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ В 1962 ГОДУ Исходная посылка В.С. Швырева и П.В. Таванца - это расширительное толкование предмета логики: — «процесс движения познания, возникновения новых форм и категорий мысли становится предметом логики только тогда, когда он рассматривается как процесс исторического развития человеческого познания, "субъектом" которого является не отдельный индивид, а человечество в целом. Но так понимаемый предмет логики есть уже предмет не формальной, а диалектической логики, которая как раз и есть не что иное, как учение о познании (теория познания)», [25] (Таванец П.В., Швырев В.С. Некоторые проблемы логики научного познания// Вопросы философии, 1962, N 10, С. 12).

     Верно, имеем предмет логики в статусе теории познания (диалектическая теория познания). К сожалению, собственно сама логика как исследование связей мыслей (высказываний, понятий, умозаключений) в рассуждении здесь оказалась несколько в стороне. Процесс развития мысли в ситуациях индивидуального познания, принятия решений, аргументации в коммуникативных актах - это диалектико-логический процесс. Исключать данные вещи из предмета диалектической логики никак нельзя. В противном случае, диалектическая логика растворяется в проблематике общей теории познания, что и демонстрируют Таванец и Швырев.

    В итоге, исходя, из заведомой псевдо логической посылки (предмет логики "процесс исторического развития человеческого познания"), а затем себя же опровергая, В.С. Швырев пришел позднее к полному отрицанию диалектической логики как логики в своей словарной статье "Диалектическая логика":
     « Оценивая в целом традицию, исходящую из идеи особой "Диалектической логики" и использующую сам этот термин с позиций современной философско-методологической мысли, следует признать неправомерность установок на разработку особой логической дисциплины Диалектической Логики - противостоящей формально-логической традиции» [22, 158] (Швырев В.С. Диалектическая логика //Философский словарь под ред. И.Т. Фролова, 7-е изд. - 2001. - С. 157-158).
     4.3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ИЛЬЕНКОВА Генеральная линия исследования диалектической логики в диамате распадается на три направления:
    • Ильенковская диалектическая логика [26] (Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. - М.: Политиздат, 1974).

    • Нарского диалектическая логика [27] (Диалектика научного познания - М.: "Наука", 1978).

    • Оруджева и Шептулина диалектическая логика [28] (Диалектическая логика. Под ред. Оруджева Э.М., Шептулина А.П. — М.: МГУ, 1986).
    Общее между тремя направлениями заключается в том, что предмет диалектической логики берется в широком смысле как гносеологика. В коллективном труде "Диалектика научного познания", представляющем систематическое изложение диалектической логики в варианте, поддерживаемом И.С. Нарским и его единомышленниками (логики Е.К. Войшвилло, Д.П. Горский, В.Н. Порус и др.), исходят из положения: "диалектическая логика есть наука о научном познании" [29, С.24].

    Согласно другим авторам, З.М. Оруджеву и А.П. Шептулину, диалектическая логика "по существу, совпадает с теорией познания диалектического материализма". По Ильенкову:
    "У диалектики нет предмета, отличного от теории познания (логики), так же как у логики (теории познания) нет объекта изучения, который отличался бы от предмета диалектики" [26, С.227].
     Что касается Э.В. Ильенкова, то его диалектическая логика целиком посвящена изложению гносеологических и онтологических аспектов диалектической логики, а в отношении связи формальной и диалектической логики высказаны отдельные замечания, хотя и важные, но не носящие характера систематического изложения дисциплины. Вставая в оппозицию к формальной логике, Ильенков устанавливает границу, до которой "формально-логический запрет противоречия полноправен" [26, С.248]. Это относительно употребления терминов, а не процесса движения понятий.

     Движение понятий – это уже предмет диалектической логики. Движение понятий, трактуемое в качестве исторического движения мышления сменяющих друг друга научных коммуникативных сообществ как раз и будет сферой, объединяющей диалектику, гносеологию и логику. У последователей Ильенкова до сих пор превалируют синкретические представления о диалектической логике. То есть нет четкой дифференциации между предметами трех дисциплин: диалектики, теории познания и логики (точнее, всячески стараются заретушировать различие между указанными дисциплинами). Подобно тому, как если бы не было четкого разделения между метафизическим методом, кантианской теорией познания и формальной логикой. Например, Гошта В.А. (г.Киев) аргументирует нераздельность следующим образом:
     "Часто в современной науке и философии встречаются идеи, согласно которым логика и теория познания - два разных учения, тесно связанные, но всё же существенно отличающиеся. ... такой позитивистский подход не дает и не может дать ответа на интересующие нас основательные вопросы как происходит познание, и познаваем ли мир, поскольку позитивистами человек рассматривается вырванным из природы, общества и процесса собственного развития, одним из элементов коего и есть познание, то есть индивид предстает перед исследователем крайне абстрактно" [29, C.113].
     4.4. ВЕРСИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ И.С. НАРСКОГО Версия Нарского скоординирована с систематическим изложением диалектической логики в фундаментальной работе группы логиков и философов "Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики" [27]. Критика данного труда содержится в выступлении С.Н. Мареева, который с ильенковских позиций не согласился с основным принципом, положенным в основу книги "согласно которому, кроме общих, существуют также и специфические диалектические законы познания" [30] (Проблемы диалектики научного познания (обсуждение нового труда по диалектической логике)/ обзор Лебедева С.А. - Философские науки, 1981, N 2. - C.162).

    И.С. Нарский больше тяготеет к рассмотрению собственно логической проблематики диалектической логики. Этому была посвящена центральная тема его логических исследований, касающаяся антиномий и диалектических противоречий:
     "...Анализ противоречий-антиномий приводит к выводу, что их разрешение может быть интерпретировано как синтез диалектической триады, а два суждения, входящих в антиномию,— как тезис и антитезис, причем синтез также представляет собой суждение (или теорию, состоящую из системы суждений)." [31] (Нарский И.С.. Диалектическое противоречие и логика познания. - М.: «НАУКА», 1969 — С.4-8).
     Привязывать противоречие высказываний только к сфере познания было бы слишком узко, ибо столкновение двух суждений, исследуемое диалектической логикой, обнаруживается не только в познании, но и повседневном коммуникативном взаимодействии лиц в любой сфере деятельности. И.С. Нарский, снова и снова, обращался к вопросу рассудочной диалектики Гегеля, пытаясь показать, что диалектика присутствует и в рассудке (коммуникативном понимании):
     "Коль скоро рассудочное (рассудок) рассматривается здесь Гегелем как 'момент' или 'сторона' диалектического, то он, следовательно, признает не только лишь наличие диалектической стороны в рассудочном мышлении, но и существование рассудочной диалектики" [32] (Нарский И.С. Диалектическая логика Гегеля // История диалектики. Немецкая классическая философия (гл. IV, 2). — М., 1978, — С.235). "напомним, что по Гегелю 'рассудок' может быть не только метафизическим, но и диалектическим..." [33] (Философские науки. 1976-5 С.57)
    Гегелевский рассудочный момент (versta:ndige Moment) раскрывается в элементарной диалектической логике, тесно связанной с традиционной формальной логикой, поскольку обе имеют общий предмет исследования - логические рассуждения.

    4.5. КРИТИКА ДИАМАТОВСКОЙ ЛОГИКИ ФИЛОСОФОМ КЕССИДИ Известный специалист по античной философии Кессиди нашел возможным высказать свои соображения о диалектической логике в статье "Гераклит и диалектический материализм":
     «Среди советских философов и логиков, имевших смелость заявить, что есть одна логика – формальная, был Константин (Котэ) Спиридонович Бакрадзе, который писал: « "Не существует двух логик о формах и законах правильного мышления; существует одна наука, и эта наука – логика или формальная логика". Аналогичное читаем и у Свинцова: "...диалектическая логика существовала (а для кого-то продолжает существовать). Но она никогда не была и не могла быть логикой"» [34] Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм/Философия и общество, № 4, октябрь – декабрь, 2009, C.72.
    По мнению Кессиди, открытие единства противоположностей делает Гераклита "родоначальником диалектики в гегелевско-марксистском понимании этого термина" [34, 65]. А поскольку это понимание синкретически объединяет логику, диалектику и теорию познания, то Гераклит несомненно является предтечей и диалектической логики в её гегелевско-марксистском толковании.

    Но:
    Кессиди констатирует, мол если обратиться к диалектическому противоречию как лежащему в основании стиля мышления Гераклита, то можно обнаружить нарушение им законов формальной логики, на которое обращает внимание Аристотель:
     «... не может кто бы то ни было считать одно и то же существующим и не существующим, как это, по мнению некоторых, утверждает Гераклит (Аристотель. Meт. IV 3, 1005 b 24)»[34, 70].
    К сожалению, критика Ф.Х. Кессиди не учитывает коренные преобразования в самой формальной логике, в которой спокойно уживается собственная неформальная логика (Informal Logic) и неклассическая логика, позволяющая не отбраковывать, а купировать противоречия внутри логической системы.


    5. ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В СТАТУСЕ ЛОГИКИ


     Исходные положения Диалектической Логики как логической дисциплины:

    1. Принцип существования предмета ДЛ. Поскольку выносится на обсуждение теоретическая система диалектической логики, отображающая на абстрактных моделях эмпирически наблюдаемые явления реального мышления, то предполагается, что диалектическая логика существует, хотя бы в виде гипотезы, в противном случае, если нет объекта и нет предмета, то и говорить не о чем.

    2. Принцип локализации предметной области. Предметная область диалектической логики как теоретической системы выделена в составе наук о мышлении: речь идёт именно о логике, а не об онтологии внешнего мира, не физиологии и не психологии мышления.

    3. Принцип подчинения исследования требованиям общей логики. Все рассуждения по обоснованию логической системы должны строиться на поле формальной логики с соблюдением её законов, поскольку именно диалектическая логика добивается статуса логики, а не ФЛ статуса диалектики, что не препятствует использованию ею собственных принципов в части, которая не противоречит формальной логике.

    4. Принцип общего предмета. Предмет у ДЛ и ФЛ общий, только при этом условии можно начать процедуру наделения (обретения) диалектической логики статусом логики. Никакие разговоры о статике и динамике не могут быть приняты во внимание, ибо и ФЛ способна схватить динамику, а диалектическая логика та же наука о структуре рассуждений. Согласно предлагаемой абстрактной модели, таким общим предметом будут "рассуждения" и формы мышления: "понятие", "суждение" и "умозаключение".

    5. Принцип отличительного признака. Законы и элементы строения, которые привносит в логическую систему ДЛ имеют существенное отличие:
     а) по характеру основных законов отличие: ДЛ разрешает противоречить, тогда как ФЛ - запрещает.

    б) по составу элементов структуры - новым элементом в логической системе с участием ДЛ будет "субъект мышления" (ФЛ индифферентна к "субъекту мышления" и последний не вносит каких-либо возмущающих воздействий на формальную систему).
     в) реструктуризация строения системы - в порядке реконструкции производится замена парадигмы трех основных логических форм мышления традиционной логики: 
            понятие -> суждение -> умозаключение,
    на четыре основные формы мышления:         
    суждение - вопрос - оценка - требование.

    Основанием замены является грамматическая структура естественного языка, от которой эти формы абстрагированы в логике и коммуникативная (диалогическая) природа мышления. Структурная схема группирования основных форм мышления (по вертикали и горизонтали):
    понятие
          |
    суждение - вопрос - оценка - требование = диалог
          |
    умозаключение
    Вертикальная часть относится к традиционной логике, а горизонтальная к диалогике.

    6. Принцип интегративности. Диалог - интегративная логическая форма. Будучи логической формой, диалог соединяет элементы (субъект мышления, в частности), логические формы и законы функционирования системы в единое целое.

    7. Принцип исходной категории. Начало у диалектической логики и формальной логики общее: "суждение".

    8. Принцип опровергаемости. Cистема строится как живая рациональная система, которая содержит в себе свое собственное опровержение (кто говорит, о чём говорит, что говорит, с кем говорит и как опровергает).

     9. Принцип истины как процесса. Текст диалектической логики не явится в виде готовой истины, а воссоздается в процессе публичной дискуссии (адекватной средой является интернетовский дискурс).

     10. Принцип критики. Критика есть диалектико-логический критерий истинности. Выдержав проверку критикой, система приобретает качество обоснованности. Вместе с тем, критика как критерий истины - это всего лишь локальный внутритеоретический критерий. Общим, универсальным критерием истины остается общественно-историческая практика.

    11. Принцип противоречия как источника развития системы. Учитывая разноречивость точек зрения на предмет диалектической логики, логическая система строится посредством взаимодействия позиций сторон, заинтересованных в её утверждении или опровержении.

     12. Принцип тождества диалектических и формально-логических противоречий. Выражаемые в форме суждений высказывания сторон составляют логическое противоречие, которое разрешается по законам диалектики.

    13. Принцип иерархического строения диалектической логики. Диалектическая логика как модель, альтернативная традиционной логике, представляет собой специальную часть теоретической системы ("элементарная диалектическая логика"). Общая теория диалектической логики включает проблематику философского развития знания и прагматику.

    14. Принцип преемственности. Данная система развивается в русле европейской диалектической традиции - древнегреческой сократовской школы диалектики, средневековой схоластики, немецкой классической философии, современной неклассической логики.

    15. Принцип реализации логической системы в натуре. В рамках развития проекта все принципы реализуются в реальной (виртуальной) дискуссии или на воображаемой сцене внутриличностного мышления. В данном случае Newsgroups: relcom.sci.philosophy, Философский штурм, сообщество "Dialectical Logic" в Живом журнале.

    16. Принцип единства двух логик. Система общей логики представляет собой единство двух составных частей - ДЛ и ФЛ.


     6. ФОРМАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА.

    6.1. ГЕГЕЛЬ И ФОРМАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА Термин "формальная диалектика" Гегель употребляет в лекциях по истории философии. Гегель находит "совершенно формальный характер" интереса схоластов к диалектике, выразившийся "прежде всего в не знавшем предела изобретении termini technici, затем эта формальная диалектика была очень изобретательна в создании предметов, проблем и вопросов, не представлявших собою никакого философского и религиозного интереса" [35, C. 216].

    Особенно отмечает Гегель схоластов - Дун Скота:
     "Скот, по-видимому, довел до величайшего совершенства схоластический метод споров и способ изложения этих споров: приведение доводов за и против заключений. Его манера изложения состояла в том, чтобы прибавить к каждому суждению длинный ряд distinctiones, quaestionea, problemata, salutiones, argumenta pro et contra (различения, вопросы, проблемы, решения, аргументы за и против)"[34, C. 206].
     Францисканец Вильгельм Оккам (ум. в 1347 г.):
     "он был в высшей степени знаменит своим умением пользоваться логическим оружием, остроумием в различениях, изобретательностью в нахождении обильных доводов и противодоводов и т. д,"[35, C. 213] (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.3. 1817-1830 - СПб.: Наука, 1999 - С. 213).
    Если сводить церковные догматы к чувственным представлениям и разрабатывать их дальше, то "возникает масса противоположностей, контрастов, противоречий", не представляющих по мнению Гегеля, опять же, "ни малейшего интереса". Гегель подчеркивает, что схоласты занимаются внешней стороной дела. Изобретают вопросы, подлежавшие спору, их обсуждают "пользуясь бесконечными силлогизмами и формами, вырождавшимися в совершенно бессодержательные формальные диспуты" [35, C.218].

    Схоластическая рассудочная диалектика, разумеется, не похожа, по мнению Гегеля, на эмпирическую науку и "представляет собою прямую противоположность эмпирической рассудочной науке". Для последней характерны любопытство, познание голых фактов без какого-либо измышления в отношении понятий.

     6.2. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ФОРМАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА Куно Лоренц и его учитель Пауль Лоренцен исходят из примата диалогического принципа, что наши слова и наши действия уходят глубоко своими корнями в элементарные диалогические ситуации. На этом принципе он развивает теорию диалогического конструктивизма, в которой утверждает общее происхождение диалога и высказывания, сведенного в логике к монологической речи. Идеи диалогического конструктивизма были разработаны в "Диалогической логике".

    Формальная диалектика здесь представлена в виде семантики логического исчисления, которая в прагматическом аспекте построена в терминах языковых игр. Диалогическая игра строится так, что истинность утверждений определяет успех стратегии, а ложность - приводит к убеждению в неадекватности избранной стратегии. Ученые Запада давно и продуктивно работают в области логики диалога и формальной диалектики, но было бы большим упрощением считать, что ДЛ является формальной диалектикой, хотя такое направление мысли вполне возможно. Элементарная диалектическая логика тесно связана с логикой диалога, но не сводится к исключительно формальным моментам обмена репликами спорящих сторон.

    Здесь три ключевых понятия: "формальная логика" как воплощение непрерывной речи, "диалектика" как разрешение противоречить и "диалог" как прерывная речь сменяющихся реплик совместно рассуждающих собеседников.

     На диалогический характер диалектики обращает внимание Шопенгауэр. По его формулировке диалектика "рассматривает одновременную деятельность двух разумных существ, которые думают в одно и то же время, откуда, - конечно, возникает спор, то есть духовная борьба" [36] (Шопенгауэр А. Эристика или искусство побеждать в спорах. ПЕРЕВОДЪ СЪ НЕМЕЦКАГО Н. Л. д'Андре. С.-ПЕТЕРБУРГЪ.Складъ въ книжномъ магазине Ф.И.МИТЮРНИКОВА,Казанская ул., № 11.1900.-С.4-71).

    Ценным в формулировке Шопенгауэра будет обращение внимания на общее би-субъектное рассуждение как "совместную деятельность двух разумных существ, которые думают вместе". Если диалектику свести к логической проблематике диалога, то можно ли на этом пути формализовать диалог?

     За решение подобной задачи взялись Пауль Лоренцен, Курт Лоренц, Николас Решер и Ролан Барт. Соответственно в логике существует направление исследований, относящееся к формальной диалектике. В рамках этой дисциплины есть конкретные работы по исследованию диалогической логики.

     По словам Пауля Лоренцена,
     «в платоновском способе выражения эристика становится диалектикой, поиском истины в разговоре, где каждый бескорыстно сообщает свои знания. И эта диалектическая игра прямо ведет нас к классической логике. Интуитивистская и классическая логика могли бы поэтому противопоставляться друг другу как «эристическая» и «диалектическая» логика. Отсюда становится ясным, что оперативная интерпретация логики позволяет понять одновременно правомочие позиций обеих логических партий - как «интуитивистов», так и «классиков». В зависимости от того, желают ли партнеры вести разговор друг с другом или друг против друга, уместной является диалектическая или эристическая логика»[37] Lorenzen P., Lorenz К. Dialogische Logik. Darmstadt. Wissentschaftische Buchgesellschaft, 1978. S.8. 7.


    НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА.

    Аналогом элементарной диалектической логики служат разработки в области неформальной логики. Элементарная диалектическая логика в системе триединства 'логика-диалектика-гносеология' связана, разумеется, с современным кругом идей пост-лингвистического поворота к теоретическим моделям коммуникативной логики (международный философский штурм):

    • Идеи речевых актов Остина и Сёрля [38](Остин Д. Избранное. – М., 1999).

    • Тулмин (юридическая модель аргументации).

    • Прагма-диалектический подход Франса ван Еемерена (амстердамская школа логики). Амстердамский университет, кафедра речевой коммуникации, теории аргументации и риторики. • Идеи прагматической теории 'логических ошибок в рассуждениях' Дугласа Уолтона (Dialectic, Persuasion and Rhetoric).

     • Идеи универсальной риторики как диалектики диалога Уэйна Бута.

     • Новая Риторика ("The New Rhetoric" ) Х. Перельмана и Олбрехт-Тытеки.

     • Барт - теория формальной диалектики.

    • Коммуникативный поворот (Хабермас, Карл-Отто Апель) как "пост-лингвистический поворот".

    • Развитие идеи "Ты" (Другого) по линии: Фейербах-Бубер-Бахтин-Библер.

    • Развитие Хинтиккой идей эпистемической логики на границе гносеологии и эпистемологии.

    • Идеи содержательно-генетической логики у последователей лидера ММК Г.П. Щедровицкого и вне кружка.

     • Идеи Грайса об организации диалогического общения в коммуникативном сообществе. Отсюда видно, неформальная логика складывается из многих составляющих: от внешних факторов движения неформальных логиков под эгидой журнара Informal Logic, первоначально возникшее как фронда к засилью в американских колледжах и университетах выхолощенного содержания учебного предмета "Логика". Терявшего связь с потребностями в практических рассуждениях.


     ИДЕИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ ОСТИНА И СЁРЛА (высказывание как речевое действие)

     1. Классификация уровней абстрагирования речевого акта в естественном языке Остин работал над речевыми действиями в нескольких направлениях - это
    а) критика существующей системы констативов и соответствующей им теории истины;
    б) разработка и классификация локутивных - иллокутивных - перлокутивных актов;
     в) "доктрина иллокутивных сил"
    1.1. Локутивный акт. Локутивный акт - по Остину, действие "говорения чего-либо" (всякое произнесение текста в порядке "языкового обмена" в некоторой знаковой системе).

     1.2. Иллокутивный акт. Иллокутивный акт - локутивный акт с определенно выраженным мотивом и фиксированной высказывательной формой проговаривания (суждение, вопрос, оценка, императив). В новейшем отечественном учебнике "Аналитическая философия" под ред. Максима Владимировича Лебедева и Алексея Зиновьевича Черняка (2006) иллокутивный акт определяется как "акт осуществления одной из коммуникативных языковых функций - вопроса, оценки, приказа [39] и т.п. [курсив мой. - M.Г.]". В перечне не упоминается 'суждение'. Хотя суждение является не только базовой логической категорией и фундаментальной языковой коммуникативной функцией - её необходимо задавать в явном виде. Слово "приказ" одно из многочисленных отображений побуждения в языке. Оно успешно может репрезентировать группу, включающую повеления: "команда", "требование", "распоряжение", "директива". Только иллокутивные акты "просьба" и "мольба" уже выпадают из этого гнезда слов. На мой взгляд, всё-таки для более полного и приемлемого терминологического обобщения всех разновидностей воления, выраженного в языке следует выбрать слово "императив".

    1.3. Перлокутивный акт. Перлокутивный акт - иллокутивный акт, замкнутый на результат ("эффект с реальными последствиями" речевого воздействия). Характеризуется степенью совпадения ожиданий от высказываний говорящего и ответных невербальных (или вербальных) реакций слушающих. Примеры: "Собрание объявляю закрытым" (все встают и удаляются из зала); "Объявляю мужем и женой" (обмениваются кольцами); "Приказываю сдаться" (вывешивают белый флаг); а также перлокутивное производящее последствие: "убеждение" (отпустил заложников), "принуждение" (донёс на соратника), "устрашение" (дал признательные показания, будучи невиновным).

     2. От констативов к перформативам.

     Все многообразие и богатство языка в грамматике сводят к ограниченному, узкому кругу структурных элементов. Таких как "слово", "флексия", "предложение", "текст", "дейксис" и т.п. В логике, грамматические формы языка уплотняются в ещё более тощие абстракции. В традиционной логике со времен Аристотеля из всех видов предложений к логическим формам причислялись одни только повествовательные предложения за их способность выразить утверждение и отрицание, а также исключительно важное свойство нести истинностное значение ("истинно", "ложно").

     Джон Остин:
    «Среди философов слишком долго было укоренено убеждение, что "утверждение" может только "описывать" положение вещей или "утверждать нечто о каком-либо факте", который при этом может быть истинным, либо ложным. Лингвисты, разумеется, регулярно указывали на то, что не все "предложения" (в их реальном употреблении) являются утверждениями (Конечно неправильно уже то, что предложение вообще может быть утверждением: оно скорее используется для высказывания утверждения. а само утверждение является "логической конструкцией" на основе этих высказываний). Так, традиционно помимо утверждений сами лингвисты выделяют вопросы и восклицания предложения выражающие команды или желания, уступительные значения. И философы, несомненно, не собирались отрицать существование таких особых предложений, если, конечно не принимать в расчет в некотором смысле слишком свободное употребление термина предложение в значении "утверждение". Несомненно так же и то. что как лингвисты, так и философы очень хорошо отдавали себе отчёт в том, насколько трудно отграничить, скажем, те же вопросы, команды и так далее от утверждений при помощи тех тощих средств, которые представляет грамматика, таких, например, как порядок слов, модальность (mood), и тому подобных: хотя, возможно было просто не принято обращать внимание на те трудности, которые благодаря этому факту возникают ...Не все истинные или ложные утверждения являются дескрипциями, по этой причине я предпочитаю употреблять слово "констатив" [38, C.15] ... Первоначальное вычленение перформатива. Употребления того типа, которые мы здесь должны будем рассмотреть в целом, конечно. не являются разновидностью бессмыслицы, хотя злоупотребление ими вполне может, как мы увидим, производить своего рода "бессмыслицу" »[там же, 17].

    Обращаю внимание на следующие ремарки Остина:

     1. Высказывания могут "только описывать" и быть лишь "истинными и ложными".
     2. Среди высказываний можно выделить группу предложений с не-истинностными оценками: «вопросы и восклицания», «команды или желания», предложения «выражающие уступительные значения».
     3. Членение предложений на констативы (несущие истинностные значения) и высказывания-перформативы (истинностных значений не имеющие).

     То же подчёркивается и у Максима Лебедева (с соавторами) в его "Аналитической философии", что развитие философии языка ХХ века привело к "общему принятию" той точки зрения после работ Фреге, Рассела и Витгенштейна (Трактат), согласно которой теория значения для данного назначает значения прежде всего "повествовательным предложениям изъявительного наклонения" [39, с. 499].

    До сих пор в учебниках классической символической и математической логики не признают (и правильно делают) иных высказываний, кроме тех, что выражают свойство быть истинными и ложными. И вот против этой-то устоявшейся традиции поднимает свой бунт Джон Остин. Однако Остин лишь подготавливает выход новых форм мысли в логику, учиняя свой бунт на некоторой дистанции от неё. Ниже приводятся определения термина "высказывание" - все они в основном нацелены на классическую парадигму истинностного значения утверждения.


    "INFORMAL LOGIC" ЭНТОНИ БЛЕРА И РАЛЬФА ДЖОНСОНА

     Ральф Джонсон будучи наряду с Энтони Блером одним из редакторов журнала "Informal Logic” с момента его создания в 1979 году, сначала в качестве рассылки по теме неформальной логики (Informal Logic Newsletter), а затем перехода к собственно журналу в 1984 году и потратив более чем 35 лет работы в этой области, счел возможным, высказать некоторые свои размышления на тему термина "неформальная логика".

    Определение неформальной логики. В статье,написанной для1988Всемирного конгрессафилософии(опубликовано в журнале "Неформальная логика"), Блэри Ральфвыдвинули,в первый раз,определениенеформальной логики ["In a paper written for the 1988 World Congress of Philosophy (published in Informal Logic), Blair and I put forward, for the first time, a definition of informal logic: "].
      viz., "a branch of logic whose task is to develop non-formal standards, criteria, procedures for the analysis, interpretation, evaluation, criticism and construction of argumentation in everyday discourse.” (...а именно, "раздел логики, в задачи которой входят развитие неформальных стандартов, критериев, процедуры анализа, интерпретации, оценки, критики и построение аргументации в повседневном дискурсе.").
    Под логикой здесь понимается наука, репрезентирующая помимо формальной дедуктивной логики (FDL), также содержательную (прагматическую) её часть, в которой аргументация наряду с аргументированием на естественном языке ("argumentation in natural language") будучи более широким понятием, включает FDL-вывод как частный случай.. В данном зрелом определении Informal Logic не контрастирует с формальной логикой. Последнее было характерно для первоначального формирования дисциплины в философском ключе (Райл, Стросон, Грайс), отмечает Ральф Джонсон [40, P.245]. Работы и авторы, которые по мнению Ральфа Джонсона предшествовали неформальной логике:
     « - Логика содержательных понятий (Ryle 1953)
    - Логика естественного языка в качестве дополнения к формальной логике (упомянутое Грайсом, 1975)
    - Логика ни индуктивная, ни дедуктивная (Carney and Scheer 1964, Rescher 1964)
    - Логика аргументов и неформальных заблуждений (Johnson and Blair, 1980) - Теория аргументации (Finocchiaro 1984)
    - Изучение принципов убедительной аргументации (Goldman 1986)
    - Логика, за исключением дедуктивной и индуктивной логики (Copi, 1986)
    - Логика рассуждений (Blair and Johnson, 1987) - Теория критического мышления (Scriven, 1987)
    - Прагматика (Fogelin, 1976; Walton, 1990)
    - Риторика (Toulmin, 1992)
    - Приложение эпистемологии (Weinstein, 1994)
    - Изучение оснований рассуждений (Weinstein, 1994: Hitchcock, 2000; Pinto, 2001)» [40] (Ralph H. Johnson. Making Sense of "Informal Logic” (Ральф Джонсон. Обоснование "Неформальной логики”)//Informal Logic Vol. 26, № 3 (2006) - P. 231-258)
    В "беглом" очерке в ряду источников неформальной логики, Ральф Джонсон первым называет Питера Ф. Стросона, который в 1952 году проводит различие между двумя видами логики: формальной логикой и тем, что он называет "логикой языка".
    ( Strawson never, so far as I can tell, uses the term "informal logic,” but the contrast he developed certainly anticipated and may well have influenced Ryle" Стросон никогда, насколько я могу судить, не использует термин "неформальная логика", но вполне возможно оказал влияние на Райли) [40, P.234 ].
     У Райли впервые встречается термин "Informal Logic”. К числу предшественников неформальной логики, как видно из верхнего перечня Р. Джонсон, причисляет Стивена Тулмина.


     ЮРИДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ ПО ТУЛМИНУ

    Предтечей движения неформальных логиков на Западе был Тулмин. Нет пророка в своем отечестве. Эти крылатые слова относятся и к Стивену Тулмину. Книга которого "Использование аргументации" в родной Англии была встречена враждебно как анти-логика, но получила широкую благодарную аудиторию в американских университетах. Юридическая Модель аргументации Тулмина складывается из нескольких шагов:

    шаг первый:
    Есть фактические данные ( D - data), которым соответствует требование (C - claim) истца. На шаге первом аргументация исчерпывается, если не поступает возражений от оппонента. В случае, когда дотошный собеседник задает вопрос: "На основании чего?", Тулмин переходит ко второму шагу своей модели: предъявляют документальное подтверждение (цитирование источников).
    шаг второй (обоснование с опорой на документальное подтверждение ):
    Есть фактические данные ( D - data). Поскольку (Since) имеется соответствующее основание (W - warrant) какой-либо документ, то требование (C - claim) обоснованное [41] (Stephen E. Toulmin. The Uses of Argument, 2003, - p.92).
    шаг третий (разные уточнения и дополнения на возражения):
    Есть фактические данные ( D - data). Поскольку (Since) имеется соответствующее основание (W - warrant), например, поддержка ссылкой на законодательный акт (On account of - B), то требование (C - claim) обоснованное, с учетом возможных ограничителей (Q - QUALIFIERS) возражений (R - rebuttal) [41, p.94)

     Диалектико-логические посылки прагматической теории 'логических ошибок в рассуждениях' Дугласа Уолтона. В кратком очерке Р.Джонсона упоминается прагматика Уолтона, ориентированная на формальную диалектику.

    Dialectics or dialectical logic? Противостоит ли диалектика логике? На эти вопросы отвечает Дуглас Уолтон в свой книге "Диалогическая теория критической аргументации" [42].

    Что в диалектике больше - риторики или логики? Или диалектика - это политика и философия? После всех фантастических приключений, выпавших на долю диалектики (античность, средневековье, просвещение, немецкая классическая философия), в конечном счете была сформулирована проблема диалектики как отрасли или раздела собственно логики:
     "In modern terms, it is seen as a branch of applied logic that has to do with the evaluation of argumentation in various contexts of conversational use" («В современных терминах, диалектика рассматривается как раздел прикладной логики, что имеет отношение к оценке аргументации в различных контекстах речевой коммуникации»)[42, р.47].
     
     [...]

    © Copyright: Михаил Грачёв, 2012
    Свидетельство о публикации №212052401046

    Источник: http://www.proza.ru/2012/05/24/1046

    Просмотров: 1602 | Добавил: mp_gratchev | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz